Главная Скачать Фотогалерея Тексты песен Тексты детских песен Уроки игры Ссылки О сайте
[Студия "Авторская песня"]

Уроки игры



Уроки игры на гитаре




НАПУТСТВИЕ ОТ СОСТАВИТЕЛЯ УРОКОВ

 

Краткое пособие для начинающих: начните.

По моему убеждению, новичкам лучше всего начинать с ПРАКТИКИ, а с не теории. И чем больше ее будет в начале, тем лучше. Например, можно знать, как называется аккорд, из каких нот он состоит, также знать, что он является субдоминантой в данной тональности - при этом не умея быстро перейти на него или вообще просто сыграть его на гитаре. Поэтому для начинающих я предлагаю сначала выучить основные аккорды, затем хотя бы несколько вариантов игры (бой, перебор). Затем стараться быстро переходить с аккорда на аккорд, пытаться играть песни и научиться ставить аккорды с барре.
При этом желательно изучать музыкальную теорию, но не прекращая заниматься практикой!
ПРАКТИКА по гитаре находится здесь.
Успехов на этом пути!

Андрей Прохоров.


Содержание

Введение Часть I. Теория Устройство гитары Немного о музыке Высота звука Сила звука Тембр звука Резонанс Настройка гитары и некоторые необходимые термины Гамма до-мажор Стандартная настройка Мелодия Аккорды Виды аккордов Запись аккордов Запись аккордов нотами Текстовая запись аккордов Буквенная запись аккордов Графическая запись аккордов (Табулатуры) Цифровая запись аккордов Постановка аккорда «Кухня» аккорда Тональность Часть II. Практика Начало Бой Примеры: Бой № 1 Бой № 2. Бас-щипок Бас-щипок-щипок Переборы Перебор № 1. Игра медиатором Важные упражнения
Уроки игры на других сайтах




Устройство гитары

 

Гитара - инструмент с неограниченными возможностями играть плохо.

Один новый русский говорит другому:
- Вован, ты почему бросил занятия по гитаре?
Тот отвечает:
- Понимаешь, Колян, на гитаре 6 струн, а у меня пять пальцев.
- Да, - говорит Колян, - какие же мутанты на гитаре играют!!!

Гитара - уникальный музыкальный инструмент. Она имеет широкий диапазон звуков в три октавы, позволяет играть как отдельными нотками, так и широкими многозвучными аккордами, менять тембровую окраску звука от интимно-нежного до сухого и жесткого. Гитара имеет небольшой вес, доступную цену, легко осваивается новичками, которые уже после двух-трех уроков начинают что-то играть на зависть друзьям, она незаменима в компаниях, где поют, в походах и лагерях.

Самая большая часть гитары - это ее "КОРПУС". В корпусе есть большое отверстие, в которое входит звук и заставляет весь корпус дрожать от удовольствия, резонировать, усиливать все звуки, придает им особую красоту.

К корпусу крепится длинная палка сложной формы, которая называется "ГРИФ". С одной стороны гриф плоский и очень ровный. Здесь на нем пропилены поперечные пазы, в которые накрепко запрессованы латунные планочки, они называются "ПОРОЖКИ". Расстояния между порожками разные. В верхней части они больше, а в нижней уменьшаются. С другой стороны гриф полукруглый и очень гладкий, отполированный, здесь будет скользить рука музыканта при игре.

На верхнем конце грифа крепятся "КОЛКИ" для крепления и натяжения струн. Сила натяжения каждой струны - от 20 до 50 килограммов и с такой силой струну просто так не натянешь и не удержишь, поэтому для каждой струны поставлен маленький червячный редуктор, он усиливает руку человека примерно в двадцать раз и не дает струне размотаться назад.

Самый первый порожек на грифе сделан обычно из пластмассы или дерева и называется "ВЕРХНИЙ". В нем сделаны 6 пропилов для того, чтобы струны лежали на грифе на равном расстоянии и не съезжали.

В верхней части струны крепятся на колки, а в нижней они вставляются в отверстия небольшой деревянной планки, которая называется "ПОДСТАВОЧКА". На подставочке тоже есть порожек, он всего один и называется "НИЖНИЙ".

Когда струны натянуты, они опираются на верхний порожек с одной стороны и на нижний порожек с другой стороны. Остальные порожки должны находиться на расстоянии 1..2 мм от струн в верхней части и на 3..4 мм в самой нижней части грифа. Все порожки должны находиться строго на одной линии. Если один из порожков выступает хотя бы на долю миллиметра, он начинает грубо мешать игре, где бы вы ни прижимали струну, она будет играть одну и ту же ноту. Выступающие порожки нужно аккуратно подпилить ровным плоским напильником. Это можно сделать, не снимая струн, а только ослабив их.

Плоская часть корпуса гитары называется "ДЕКА". Дека бывает верхняя - это та, на которой крепятся струны и в которой сделано отверстие, и нижняя. Деки сделаны из хорошего прочного дерева и пропитаны лаком. При покупке новой гитары нужно смотреть, чтобы на деках не было сучков, трещин, чтобы линии от волокон дерева шли параллельно друг другу, чтобы не было кривых поверхностей.



Немного о музыке

 

Становясь мастером в музыке, ты, сам того не замечая, достигаешь главного: созидаешь свою душу, личность, становишься истинным человеком.

Тот, кто считает себя мастером, - еще не мастер. (Восточная мудрость)

То, что здесь будет написано - не учебник и можно научиться играть аккорды и не читая о музыке. Но для того, кто хочет немного понять, как получается музыка, это должно быть полезно. Большая часть этой информации не объясняется даже в музыкальных школах.

Тот, кто впервые соприкасается с учебниками музыкальной грамоты бывает ошеломлен целой кучей непонятных терминов: названия нот, ключей, гамм, хитрых терминов на итальянском языке, кажется, что простому смертному этого никогда не понять. И у многих этот страх отбивает желание учиться на всю жизнь. А это ужасно обидно и неправильно.

Но в то же время любой из вас, подойдя к фортепиано, сумеет одним пальцем сам подобрать несложную мелодию, не зная вообще никаких нот и терминов.

Человек слышит звуковые колебания разной частоты от 20 Гц до 20 кГц. Это знает каждый. Однако, слух человека странно и интересно, даже загадочно устроен. Нашим ушам приятно слышать только те звуки, частоты которых относятся друг к другу как простые арифметические цифры, например, 1/2, 2/3, 3/4, 4/5 и т.д. Это величайшая основа музыки: Чем дроби проще, тем приятней звуки.

А ведь именно такие звуки могут возникать в пустых резонирующих сосудах. Древние люди давно это заметили. Они брали пустой ствол дерева, закрывали его по торцам кожей и били палками. Или брали пустой ствол бамбука и дули в него. Получалась первая музыка.

Пустой корпус музыкального сосуда имеет главную резонансную частоту и гармоники этой частоты, то есть звуки, частоты которых относятся к резонансной как простые дроби. Эти звуки звучат в сосуде долго и красиво. А остальные звуки в нем гаснут, затухают. То есть природа так сделала, что людям приятны имен чаще всего появляются в природе, в самых простых вещах. Человеку кажется музыкой звон сосулек, звук капель воды, свист ветра в раковине, гудение туго натянутой тетивы лука.

Итак, что такое ноты? Это звуки разной частоты, которые приятно слышать. Чем больше частота, тем выше нота, чем меньше частота, тем ниже нота. И эти частоты для нот подчинены простым законам арифметики и физики.

Самая простая дробь - это отношение 1 к 2. Если одна частота больше другой в два раза, то для нашего уха эти две ноты звучат как одна, только одна "толще", а вторая - "тоньше". Если расставить в порядке возрастания простые дроби, полученные из цифр от 1 до 8, то мы получим такой ряд:

1 1:1 = 1.0 нота До 2 8:7 = 1.143 нота Ре 3 7:6 = 1.166.. нота Ми 4 6:5 = 1.2 нота Фа 5 5:4 = 1.25 нота Соль 6 4:3 = 1.333.. нота Ля 7 3:2 = 1.5 нота Си 8 2:1 = 2.0 нота До

Этот ряд имеет странную особенность. В нем соотношение частот (интервал) между нотами Ми-Фа и нотами Си-До почему-то меньше, чем все остальные. Самый маленький интервал стали называть "полутон". А два полутона - это уже называется "тон". Древние инструменты именно так и были настроены. Но музыка развивалась. Оказалось, что не все ноты, которые может спеть человек, можно сыграть на некоторых музыкальных инструментах, например, на гуслях. Что делать? Музыканты придумали новые ноты, которые расположены посерединке между основными и называются также как основные, но с прибавкой слова "диез", значит, повышенный. Эта прибавка обозначается знаком "#". Получается:

# - знак диеза – означает, что указанная нота или аккорд берутся на полтона выше;
b - знак бемоль – означает, что указанная нота или аккорд берутся на полтона ниже.

Дополнительных нот всего пять. На клавишах фортепиано они все выделены черным цветом и стоят во втором ряду. А на гитаре все ноты на грифе расположены одна за другой и никаким цветом не выделены.

Несмотря на то, что ноты с диезами называют "дополнительными", они стали совершенно равноправными нотами. Нельзя считать их какими-то особенными. Все ноты по значимости абсолютно равны. И неправильно считать, что нот всего 7. Нет, их число равно 12! И все равны! Любую мелодию можно начать играть с любой из нот и она будет звучать для слуха одинаково, только чуть выше или ниже. Это очень важно понять.

История музыки корнями уходит далеко в прошлое. Это прошлое для тех, кто начинал его, было таким же естественным и простым, как природа. А нам, потомкам достались непонятные названия, странные обозначения. И наша задача - понять все это и отсеять исторические атавизмы.

При этом надо сделать так, чтобы мы могли читать обозначения в книгах и сборниках песен, общаться друг с другом. Поэтому, к сожалению, нельзя полностью выбросить всю старую систему обозначений, придется привыкать к ним.

Так, например, старые названия нот взяты из первых букв в каждой строчке старинного церковного гимна на латинском языке, то есть названия нот к музыке никакого отношения вообще не имеют. Но все к ним привыкли.

До XI века были приняты лишь буквенные обозначения звуков: a, b, c, d, e, f, g.

В XI веке в певческую практику были введены новые слоговые названия: ut, re, mi, fa, sol, la. Эти названия были заимствованы из старинного гимна певцов.




В этом гимне певцы просили святого Иоанна сохранить в чистоте их голоса. Мелодия каждой строки текста начиналась на одну ступень выше предыдущей. Начальные слоги каждой новой строки закрепились за соответствующими звуками и превратились в их названия. Это нововведение имело большое практическое значение, так как облегчало певцам запоминание соотношений между звуками. Средневековая теория ограничивалась шестью названиями, так как основывалась на шестизвучных звукорядах. Со временем для седьмого звука было введено название si – си, которое образовано из первых букв двух последних слов. Неудобный для произношения слог ut был заменен слогом do - до.

Источник статей "Устройство гитары" и "Немного о музыке":
Клуб "ПОИСК". Самоучитель аккомпанемента на 6-струнной гитаре



Высота звука

В музыке встречаются различные по высоте звуки. Некоторые из них воспринимаются как легкие, светлые, прозрачные, другие их них кажутся более тяжелыми, густыми, массивными. Светлые, прозрачные звуки называются высокими, массивные – низкими. Характер музыки в очень большой степени зависит от высотного звучания. В этом легко убедиться, если сыграть одну и ту же мелодию в разных концах фортепианной клавиатуры или на самой тонкой и самой толстой струне гитары: там, где будет высокий звук, любая мелодия будет звучать легко и прозрачно, напоминая голоса птиц или звуки пастушьей свирели; а там, где будет низкий звук, эта же мелодия прозвучит грузно и создаст совершенно иное ощущение.

По законам акустики высота звука зависит от частоты колебаний, то есть от количества колебаний в секунду. Чем больше частота, тем звук выше, и наоборот, чем меньше частота колебаний, тем звук ниже. Частота измеряется в герцах, одно колебание в секунду – 1 Гц. К примеру, открытая (не зажатая) самая толстая и открытая самая тонкая струна на гитаре дают звук ми. Частота звука от басовой струны – 82,4 Гц, а от тонкой струны – 329,6 Гц.

Человеческий слух воспринимает звуки, имеющие не менее 16 и не более 20 000 Гц. Из них в музыке применяются звуки, имеющие от 16 примерно до 4200 Гц.



Сила звука

Сила звука зависит от интенсивности колебательного движения. Чем сильнее колебательное движение, тем шире размах колебаний звучащего тела – так называемая амплитуда колебаний. При прочих равных условиях (длина и толщина струны) – чем шире амплитуда, тем звук громче, чем уже амплитуда, тем звук тише. Поэтому, чем сильнее вы оттяните струну, тем громче от нее будет звук. Но если затем дать струне свободно колебаться, то звук будет становиться все тише и тише, так как амплитуда будет непрерывно уменьшаться. Когда колебания совсем прекратятся, звук исчезнет.

При изменении длины и массы звучащего тела одна и та же амплитуда создает звуки различной степени силы. Поэтому, например, если вы загляните под крышку рояля, вы увидите, что для высокого звука употребляется три струны, для среднего – две, а для низкого – одна, но зато толстая струна.

Сила звука, как и высота, имеет несомненное выразительное значение. Для передачи различных эмоциональных состояний и раскрытия музыкальных образов требуется различная степень силы звука. Героические образы, например, требуют мощной звучности, лирические – мягкой, нежной.



Тембр звука

Тембром называются окраска звука, свойственная каждому человеческому голосу и любому музыкальному инструменту. Тембр звука зависит от количества, высоты и силы обертонов (призвуков), неизбежно сопровождающих каждый звук.

Тембр звука, как и его высота и сила, являются одним из важных средств музыкальной выразительности. Каждый звук, спетый человеческим голосом или сыгранный на гитаре, рояле, скрипке, или на каком-либо другом инструменте, обладает индивидуальным, лишь ему присущим тембром, то есть производит на слух особое впечатление, отличающее его от других звуков. Правильно найденная тембровая окраска способствует более яркому раскрытию художественного содержания отдельной музыкальной темы или целостного произведения. Так, лирические темы чаще всего поручаются в оркестре струнным инструментам, обладающим наиболее теплым, выразительным тембром; темы фанфарного, воинственного характера – медным духовым, тембр которых отличается силой и мощью; пасторальные темы (жизнь пастуха и пастушек на лоне природы) – деревянным духовым, например флейте, напоминающей по тембру пастушью свирель.



Резонанс

Резонансом называется ответное звучание какого-либо тела, вызываемое звучанием другого тела, имеющего одинаковую с ним частоту колебаний. Благодаря резонансу звучность музыкальных инструментов усиливается и обогащается их тембровая окраска. Так, например, звучность фортепиано или гитары усиливается благодаря резонансной доске – деке, лежащей над струнами. Масса и поверхность самих струн настолько незначительны, что их колебания передаются лишь ближайшим слоям воздуха и звук распространяется всего на несколько метров. Резонансная дека представляет собой значительно большую площадь и массу, поэтому колебания струн, переданные деке, заставляют колебаться большие слои воздуха. От этого звук многократно усиливается.

Являясь усилителями звука, резонаторы в тоже время обогащают тембр, так как отзываются не только на основной звук, но и на его обертоны (т.е. на кратные частоты). Например: если частота основной ноты - 100 Гц, ее обертоны могут быть 200, 400, 800 Гц и т.д.). Тем самым обогащается обертонный состав звука, а значит, его тембр.

Источник статей "Высота звука", "Сила звука", "Тембр звука", "Резонанс":
Учебное пособие "Элементарная теория музыки" Л.Красинская, В.Уткин, М.:1991



Настройка гитары и некоторые необходимые термины

 

Рок-группа на записи в студии. Звукорежиссер, обращаясь к басисту:
- Настройте бас! Жуткая же фальшь!
Басист дергает все струны поочередно и сообщает:
- Шэф, все струны одинаково натянуты!
Гитарист басисту:
- Идиот! Дело же не в натяжении, важно, чтобы все колки были параллельно!


Настроить гитару (в теории) достаточно просто. Рассмотрим гитарный гриф. Он разбит посредством медных вставок на прямоугольники, которые называются лады.



Лады имеют различную длину в зависимости от расположения на грифе. На гитаре 6 струн, нижняя, самая тонкая – обозначается как 1-я струна; а верхняя, самая толстая – 6-я струна.

Настройка начинается с первой, эта струна настраивается либо:
а) по камертону
б) по роялю
в) иному гарантированному источнику звука,
к примеру, можно настраивать по гудку телефонной трубки, она дает ноту ля - на гитаре это первая струна, зажатая на 5 ладу.

Чтобы возникало понимание идеи настройки нужно несколько слов сказать о нотах.
Как известно, существует 7 основных нот:

до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Но этого мало, очень важно знать, что между ними существует частотный интервал, который называется тон. Между некоторыми нотами этот интервал небольшой и равен полутону. Это выглядит следующим образом и называется:



Гамма до-мажор



На гитаре каждая струна (открытого звучания, т.е. не зажатая на каком-либо ладу) соответствует определенной ноте.

Гитарный строй:

1-я – ми   (E)
2-я – си   (H)
3-я – соль (G)
4-я – ре   (D)
5-я – ля   (A)
6-я – ми   (E)

При этом один лад = полутону, тогда интервал в 2 лада = целому тону.
В семиструнной гитаре строй другой.

Теперь вполне понятна идея настройки, если первую струну ми настроить по ноте, взятой на фортепьяно, то вопрос: «На каком ладу необходимо зажать 2-ю струну (си), чтобы она дала ноту ми?» Или, другими словами, «на каком ладу необходимо зажать 2-ю струну, чтобы она звучала в унисон с 1-й».

Давайте посчитаем:

1) Какое «расстояние» между нотами «ми» (открытая первая струна) и «си» (открытая вторая струна) - см. рисунок:



Считаем влево, по кругу: от "E" до "H" = тон + тон + полутон = 2,5 тона

2) Зная, что один лад = 1 полутон = 0.5 тона, поделив 2.5 тона / 0.5 тона = 5 ладов.

Итак, чтобы получить ноту ми на второй струне, ее нужно зажать на 5 ладу. Тогда подтягивая или отпуская натяжение второй струны колком, нужно добиться одинакового звучания второй струны зажатой на 5 ладу с первой струной. Таким образом, вторая струна будет настроена.

Вы сами можете проверить, как дальше нужно зажимать третью струну (соль), чтобы получить четвертую (ре), как из четвертой получить пятую (ля), и из пятой – шестую (ми).
У вас должно получиться:



Стандартная настройка

1 открытая струна = 2 струна на 5 ладу
2 открытая струна = 3 струна на 4 ладу
3 открытая струна = 4 струна на 5 ладу
4 открытая струна = 5 струна на 5 ладу
5 открытая струна = 6 струна на 5 ладу

На практике басовые струны – это 4, 5 и 6 – удобнее настраивать так:

4 струна на 2 ладу = 1 открытая струна
5 струна на 2 ладу = 2 открытая струна
6 открытая струна = 4 струна на 2 ладу

Хорошая настройка гитары – не такая простая вещь, как кажется многим. Для начала очень сложно уловить момент, когда две струны, к примеру, первая открытая и вторая на 5 ладу будут звучать одинаково. Тут надо предостеречь, и сказать, что эти две струны никогда не будут звучать совершенно одинаково! Первая открытая струна и вторая струна, зажатая на 5 ладу, имеют разную толщину и длину (верхняя часть второй струны звучать не будет) – они обладают разным тембром. Поэтому при настройке добиваются того, чтобы они звучали в унисон. Умение поймать этот момент требует тренировок, поэтому для начала попросите помочь вам его «услышать» более опытного товарища.

В добавление скажем, что также можно настроить гитару по:

  • фортепьяно - в том числе виртуальное, см. у нас на сайте в разделе Скачать.
  • камертону - он продается в музыкальных магазинах (в виде маленького свистка, который дает только одну ноту "ми")
  • по домашнему телефону - если взять трубку, и не набирать номер - вы услышите ноту ля с частотой 440 Гц, это первая струна на 5 ладу)
  • используя специальные программы-тюнеры. Есть программы, которые сами определяют, насколько отличается нота гитары он необходимой (через микрофон), а есть программы, которые только дают правильную ноту (на слух). См. раздел Скачать.



Мелодия

 

На улице недалеко друг от друга подрабатывают два гитариста - молодой и старый.
Молодой музыкант показывает суперскоростную технику, "пилит" по всему грифу, сногсшибательно импровизирует, а старый скромно стоит в сторонке и извлекает вдумчиво пару-другую нот.
Около молодого гитариста - никого, около старого - толпа народу.
Один слушатель не выдержал, подошел к старому музыканту и спрашивает:
"Как так получается, что тот молодой музыкант быстро играет, показывает фантастическую технику, и его никто не слушает, а вы спокойно играете несколько нот и вас слушает толпа народу?"
Старый музыкант подумал и ответил: "Он только еще ищет свою ноту, а я уже нашел..."

Мелодия в музыке - это та основа, без которой пропадает ее индивидуальность, это то главное, что придает песне характер ее звучания. Простая одноголосая мелодия - это просто отдельные ноты, имеющие разную длительность, которые звучат одна за другой.

Мелодию можно играть, начиная с любой ноты, главное - это сохранить определенные расстояния между всеми нотами. Это свойство используется, например, тогда, когда голосу трудно петь высокие ноты и вся мелодия опускается ниже. Опускается, конечно не по лестнице, а просто первая нота, а за ней и все остальные, меняются на более низкую. Такой процесс называется "транспонирование".

Мелодию можно записывать. Для этого существует несколько систем записи. Самый классический и самый точный прием - это запись нотами. С этой записью все встречались еще в детстве, однако освоить ее трудно.
< Ноты рисуются в виде кружочков на пяти линейках, к которым можно дорисовать еще линии сверху или снизу, если не хватает места.

Классический способ записи удобен тем, что он универсален. На одних и тех же линейках пишут ноты и для гитары, и для скрипки, и для фортепьяно, любой музыкант всегда может понять другого, на чем бы он ни играл. Но изучение нот занимает несколько лет серьезной работы.

Более простой является запись буквами. Латинские буквы a, b, c, d, e, f, g, h заменяют названия нот до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Знак "-" означает пустоту, паузу. Простая мелодия песни про "Чижика" выглядит так:

|e   c   e   c   f   e   d   - | g   g   g   a h   c   c   c |
 Чи-жик  пы-жик где ты был   ?   На Фон-тан-ке-э  вод-ку  пил!

Чтобы сыграть такую мелодию нужно знать, на каких ладах нужно нажимать струны, а для этого нужно изучать гриф гитары и запоминать расположение нот. Этот способ пригоден только для записи самых простых мелодий. Ниже показано расположение нот на грифе гитары.

Расположение нот на грифе гитары Струна: 1) E - Ми --||---F---+---F#--+--G---+--G#--+--A---+--A#--+--H---+--C--- 2) H - Си --||---C---+---C#--+--D---+--D#--+--E---+--F---+--F#--+--G--- 3) G - Соль --||---G#--+---A---+--A#--+--H---+--C---+--C#--+--D---+--D#-- 4) D - Ре --||---D#--+---E---+--F---+--F#--+--G---+--G#--+--A---+--A#-- 5) A - Ля --||---A#--+---H---+--C---+--C#--+--D---+--D#--+--E---+--F--- 6) E - Ми --||---F---+---F#--+--G---+--G#--+--A---+--A#--+--H---+--C--- Номер лада: I II III IV V VI VII VIII

Cверху расположена самая тонкая струна, снизу - самая толстая. Сейчас самое главное - это увидеть в этой страшной схеме то, что ноты на первой и шестой струне расположены одинаково (интересно, почему?), а также то, что все ноты повторяются по кругу, один и тот же ряд идет на всех струнах, только начинается с разных нот.



После 12 лада все ноты повторяются - на октаву выше.

Есть еще один простой способ записи мелодии. Шесть линий изображают шесть струн гитары и на них цифрами записывается номер лада, на котором прижимается струна. Та же мелодия песни про "Чижика" выглядит так:

1 --0-----0------1---0-------||--------------------------------||--- 2 -----1-----1-----------3------------------------------------------ 3 -------------------------------0---0---0---2-4---5---5---5-------- 4 ------------------------------------------------------------------ 5 ------------------------------------------------------------------ 6 ------------------------------------------------------------------ Чи-жик пы-жик где ты был? На Фон-тан-ке вод-ку пил! Вы-пил рюм-ку, вы-пил две: За-кру-жи-лось в го-ло-ве!

Здесь уже не надо думать, где расположена нота, все написано прямо на линиях. Знак "0" означает что струн открыта, то есть совсем не нажата, а знак "||" означает паузу.

Конечно, такую запись труднее сделать, нужно расчертить линейки, да и места она занимает больше, зато ее легче читать. Жалко только, что в книгах и сборниках песен такая запись не используется. Для экономии места можно не рисовать те струны, на которых мелодия не играется:

Песня про Чижика

1 --0-----0------1---0-------||--------------------------------||---
2 -----1-----1-----------3------------------------------------------
3 -------------------------------0---0---0---2-4---5---5---5--------



Песня про кузнечика

1 --0-----0------0-----------||------------------------0--0--O-------
2 -----0-----0-------4---4--------4---0---4---0----4-----------------
3 -------------------------------------------------------------------
 В траве сидел  куз-не-чик     В траве   сидел    куз-не-чик

1 --0-----0------0-----------||------------------------0--0--||-------
2 -----0-----0-------4---4--------4---0---4---0----4------------------
3 --------------------------------------------------------------------
  Совсем как о- гу -ре-чик       Зе-ле-нень-кий   он  был

1 --0--2----2-2-2---2---3-----3-3-3---3---3---2---0-----0--0--||-----
2 ---------------------------------------------------4---------------
3 -------------------------------------------------------------------
 Представь-те-себе Представь-те-се-бе Совсем как о- гу -ре-чик
 Представь-те-себе Представь-те-се-бе Зе-ле-нень-кий   он  был

На практике можно пользоваться любым способом. Умение записывать мелодию может пригодиться для того, чтобы лучше и быстрее запомнить и разучить незнакомую песню. Оно может пригодиться и тем, кто плохо воспринимает мелодию "на слух". Такой человек может сам себе играть эту мелодию и учиться ее петь.



[Далее...]


Андрей Прохоров







[by A. Prokhorov # kspu]