В настоящее время все более возрастает расстояние между младшим школьником и детской популярной песней. Приоритет слушания музыки над другими формами обучения и изучения музыкального искусства в школе наносит ущерб развитию певческих навыков детей.
С каждым годом все ниже становится уровень и качество пения у школьников, затем студентов и взрослых. Это находит свое отражение и на общем уровне культуры страны.
Это, несомненно, тревожный симптом не только в области музыкального развития, но и на уровне духовного развития людей. Убрав хоровое пение в процессе ведения уроков музыки, современная программа по музыке не выполняет музыкального воспитания школьников.
Хоровое пение. Вполне вероятно, что есть резонный вопрос - а зачем оно нужно в школе? Что оно дает?
Хоровое пение, как самое доступное, самое массовое, имеет огромные потенциальное возможности для эстетического и художественного воспитания детей. Хоровое пение имеет давние, прочные традиции и в воспитании духовной культуры человека, в воспитании и передаче культурного наследия. Где еще можно найти такие глубокие и прочные корни национального, как не в народное песне?
К.Д. Ушинский писал: "Запоет школа - запоет народ", имея в виду огромное значение хорового пения не только для школы, для развития собственно музыкальных способностей детей, но и для духовного развития всей нации - что актуально и сегодня, в XXI веке, и будет актуально всегда.
Именно в детском возрасте лучше всего воспитывать музыкальные способности - слух, умение петь, т.к. чем ребенок старше, тем более он сформирован, и поэтому сложнее развитие этих музыкальных способностей и эстетического воспитания.
Велико значение песни для воспитания ребенка, с помощью песни можно решать самые различные педагогические задачи. Детская песня может звучать на внеклассных мероприятиях и на уроках. На уроках природоведения прекрасным началом дополнением будут русские народные песни о природе, временах года, старинные и современные песни о зверятах. На уроках русского языка может помочь в преодолении сложностей при соединении слогов - при их пении по нотам. На уроках родной речи детская песня поможет ребятам быстрее прочитать трудные слова, которые запоминаются и читаются легко, если их пропеть. На уроках иностранного языка разучивание песни на изучаемом языке - самый эффективный путь к познанию языка.
Но чаще всего песня может звучать на внеклассных мероприятиях, во внеклассной работе - причем не только для детей, но и для старшеклассников. Практика проведения внеклассных мероприятий показывает, что песня помогает сделать самые различные по форме общие дела более эмоциональными.
Большинство детских песен - добрые, без нравоучений, но где-то на втором плане в таких песнях всегда присутствует незримый нравственный ориентир, который дети чувствуют душой и который ненавязчиво учит их быть немножко добрее, ласковее, внимательнее не только к своим ближним и друзьям, но и к окружающей природе, людям и животным.
В песне заключены большие возможности в плане нравственно-эстетического воспитания школьников. Песня помогает чувство товарищества, формирует чувство патриотизма, воспитывает любовь к родной природе и является незаменимым помощником в сплочении коллектива. Главное, чтобы у учителя в нужный момент нашлись такие песни - песни, которые будут ребятам интересны.
Анатолий Сергеевич Кирилкин,
Преподаватель музыки, руководитель студии игры на гитаре КГПА.
|